01:21 

"Майор", 2014, Ю. Быков

Титановые голосовые связки Донны Ноубл
Быть, а не казаться.
Иногда бывает, что после увиденного ты тупо смотришь в экран, не видя плывущие перед тобой титры, потому что всё ещё пытаешься прийти в себя от того, что только что прошло перед твоими глазами. "Майор" оставил меня именно в таком состоянии: жёсткий, холодный и нервный, рваный и дёрганый, он сочится гноем так сильно, что удивительно, как этот нарыв ещё не прорвало. И тем более удивительно, что после просмотра нет ощущения, будто на тебя вылили ушат грязи.
Есть только чувство, будто твоя собственная грязь зашевелилась внутри тебя.
В жизни майора Соболева (Денис Шведов) случилась радость: жена рожает долгожданного первенца. Не помня себя от счастья, желая поскорее оказаться рядом с семьёй, он садится в машину и ударяет по газам. И ничто не предвещает беды, пока на его дороге не оказываются мать с маленьким мальчиком. Скользкая дорога, доверчивые детские глаза, крохотная фигурка, замершая на дороге перед несущейся железной махиной, словно кролик перед удавом, и в итоге бросившаяся не туда, и несчастная мать (Ирина Низина), которой довелось увидеть гибель собственного ребёнка... В голове само собой всплывает издевательски сказанное Порфишкой Головлёвым "Одного Володьку Бог дал - другого взял!". Пересказывать дальнейший сюжет бессмысленно. Остановлюсь на том, что молодому отцу очень не хочется угодить за решётку, а обезумевшей от горя женщине очень хочется справедливости.
Первая часть фильма не вызывает никаких вопросов; вторая же, разгоняясь, подобна той самой бэхе на обледенелой дороге. Тормозной путь выходит очень длинным, и тебя ещё некоторое время тащит вперёд на реактивной тяге вопросов. Конец кажется гиперболизированным, и на то есть свои основания, но в основе этой гиперболизированности всё равно мы и наша текущая реальность. Это картина, как мне кажется, даже не обязательно нашей российской действительности - лёгкая смена координат и акцентов, и вуаля, эта история может произойти в какой угодно стране. Показательно вспоминается хотя бы сценарий "Левиафана", перенёсший на русский север историю маленького американского городка.
Это о людях как классе. Потому что самый главный вопрос, заданный в этой картине, звучит следующим образом: если бы твой супруг/ребёнок совершил преступление, а у тебя была возможность сокрыть его - ты бы сделал это? И пока ты будешь, ломая себе пальцы от осознания собственной червивости, говорить "да", ничто не изменится. Ничто не будет по-другому. И эти перемены никогда не придут, потому что для человека естественно защищать то, что ты любишь. Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит, помните?
Юрий Быков говорил, что на образ Соболева повлиял образ печально известного майора Евсюкова. Не знаю, не увидела сильных пересечений. Куда сильнее меня схватил за горло персонаж Коршунова, воплощённый на экране самим Юрием Быковым. Трезво мыслящий, жёсткий, непререкаемый... и страшный. Я бы хотела сказать о нём многое, равно как и о той мясорубке, которую они с Соболевым запустили, но это рассуждение будет содержать слишком много спойлеров, поэтому я остановлюсь.

Правда или вымысел? Вымысел, скажешь ты, погасив экран. Вымысел.
Потому что если ты скажешь "правда", перед твоими глазами встанет слишком страшная картина.
Надевай обратно свои розовые очки.

@темы: Титановые голосовые связки Донны Ноубл

   

Кинозал 13-ти

главная