Титановые голосовые связки Донны Ноубл
Быть, а не казаться.
Я не очень люблю смотреть фильмы (неважно, экранизации или по мотивам), в основе которых уже лежит книга, раньше знакомства с первоисточником. К сожалению, в случае "Географа..." просмотр фильма состоялся раньше, чем прочтение книги.
И, к сожалению, фильм не вызвал желания познакомиться с литературным учителем Служкиным. Ну, разве что лишь для того, чтобы понять, только ли в фильме провисает сюжет или же это проблема и книги тоже.
Впрочем, если говорить по справедливости, то "Географ глобус пропил" не имеет ни преамбулы, ни фабулы; он не задаёт вопросы и не отвечает на них. Два часа этой киноленты - просто выдернутый кусок из жизни человека (плохого? хорошего? а поди разбери), плывущего по течению. И, как мне кажется, конец этого куска не просто так столь сильно перекликается с его началом. Круг. Ну а порочный или нет - тут уж каждый решает сам.
Главный герой, Виктор Служкин - фигура удивительная. Это просто дрейфующая льдина. Он с поразительной беззлобностью отпускает жену - нервную, на гране нервного срыва, и её, в общем-то, можно понять - в свободное плавание измены, а потом говорит об этой самой измене с таким спокойствием, которое могло бы сойти за безразличие, не знай ты на самом деле, что ему не всё равно. Он, напившись в свой день рождения, с детской беззаботностью качается на качелях. Он устраивается работать учителем географии, имея в педагогическом арсенале только честность и силу для противостояния кодле школьников. Он... он просто живёт, и единственное, что остаётся - не принимать его жизнь как лучший из вариантов, но и не осуждать за то, что он делает. Просто наблюдать.
Для меня этот фильм очень чётко поделился на две части. В первой половине я была готова подписаться под каждым словом Служкина-учителя, я была готова пожать ему руку за жёсткие, но действенные методы воспитания. Показанные реалии школы действительно очень близки к тому, что сейчас там происходит - говорю со всей ответственностью человека, чьи родители отдали школе по полжизни. Эта история о массе безвкусного теста, о потерянном поколении, которому не нужно ничего, кроме телефонов и планшетов, не выглядит утрированной. Но я не понимаю, откуда взялись упрёки относительно того, что, дескать, здесь снова ни единого светлого луча. Этот светлый луч есть: среди тридцати тех, кому не надо, обязательно найдётся хотя бы один, которому надо. А где один, там может быть и больше - тех, до кого пусть с трудом, но можно достучаться. Положительная мотивация - отличная вещь.
Но вот вторая часть, с походом, обернувшимся, несмотря на светлые проблески, дешёвым трэшем, меня ужасно огорчила. Если первый час со зрителем спокойно и интимно говорят о жизни во всей её безыскусности, то второй час кажется настолько оторванным от реальности, что не знаешь, куда деваться. Это уже не роман взросления на экране, и даже преодоление того самого финального порога на реке меня в этом не переубедит; это что-то, чему я не могу подобрать описание. Абсурд. И от абсурда спасают только действительно прекрасные актёрские работы и подкупающая, невероятная красота пейзажей. Может быть, я бы отнеслась к этой части легче, если бы моя жизнь не была связана со школой так тесно. Но, увы, не могу.
Это ведь даже не столько об ответственности перед детьми и школой, сколько об ответственности за свои поступки в принципе: держись, будь взрослым, не сбегай в спасительную бутылку.

В числе несомненных плюсов "Географа..." - очень красивое музыкальное оформление, операторская работа и действительно отличная актёрская игра - впрочем, лично я и не ждала от Константина Хабенского и Елены Лядовой меньшего. А ещё, пожалуй, простота и искренность. Но всё это в сумме не дало такого большого плюса, какого мне хотелось. Потому что того толчка, что я так ждала: не плыви по течению, загребай лапами, падай и вставай, делай - я не получила. В конце передо мной снова был тот же самый балкон, что и в начале...
И это печально. Печально без светлого подтона.

@темы: Титановые голосовые связки Донны Ноубл